8 и 9 апреля, в день Входа Господня в Иерусалим, на Петербургском подворье Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря прошли праздничные богослужения.
В церковном календаре Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) празднуются в соседние дни: субботу и воскресенье.
Эти два праздника неразрывно связаны. Они предшествуют событиям Страстной седмицы: предательству Христа Иудой, страданиям, распятию и Воскресению Спасителя.
В день Лазаревой субботы Церковь воспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря (Ин.11:1-45), которое совершено в удостоверение грядущего воскресения всех умерших.
Празднование Лазаревой субботы установлено с древних времён как предваряющее праздник памяти Входа Господня в Иерусалим.
В оба этих праздника поется торжественное песнопение: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне»
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), исповедник наших дней, говорит: « Это значит, что Христос воскресил Лазаря для того, чтобы уверить нас в возможности общего воскресения всех людей в день Страшного Суда, чтобы опровергнуть нечестивое мнение людей, утверждающих, будто воскресения мертвых быть не может, будто со смертью человека все кончается, и он погружается в вечную глубочайшую тьму.»
Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение) - великий двунадесятый праздник. Это последнее воскресение перед Пасхой, им завершается Святая Четыредесятница Великого поста и начинается Страстная седмица. Первое упоминание о праздновании христианской Церковью Входа в Иерусалим относятся к III веку. Это событие описано у всех четырех евангелистов (Мф. 21.1–11; Мк. 11.1–11; Лк. 19.29–44; Ин. 12.12–19).
За шесть дней до еврейской Пасхи Иисус Христос совершил торжественный вход в Иерусалим, чтобы показать, что Он есть истинный Царь и идет на смерть добровольно. Приблизившись к Иерусалиму, Иисус Христос послал двух учеников Своих, чтобы они привели Ему ослицу и молодого осла, на которого еще никто из людей не садился. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Учитель. Они покрыли осла своими одеждами, и Иисус Христос сел на него. В Иерусалиме узнали, что Иисус, воскресивший четверодневного Лазаря, приближается к городу. Множество народа, собравшегося отовсюду к празднику Пасхи, вышло к Нему навстречу. Многие снимали с себя верхние одежды и постилали их Ему по дороге; другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках и покрывали ими путь. И весь народ, сопровождавший и встречавший Его, в радости восклицал: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! благословен грядущий во имя Господне (т. е. достоин хвалы, идущий от имени Господа, посланный Богом) Царь Израилев! Осанна в вышних!» (Мф. 21.9)
После торжественного входа в город Иисус Христос пришел в Иерусалимский храм и выгнал из него всех продающих и покупающих. В это же время Христа обступили слепые и хромые, и Он исцелил их. Народ, видя власть Иисуса Христа и чудеса, Им совершенные, стал еще больше прославлять Его. Первосвященники же, книжники и старейшины народа завидовали любви народа к Христу и искали случая погубить Его, но не находили, потому что весь народ неотступно слушал Его.
За Входом в Иерусалим начинается Страстная седмица. Господь по Своей воле приходит в Иерусалим, зная, что идет на страдания.
Жители Иерусалима, встречая Господа Иисуса Христа, ошибочно ожидали земного избавления от римского владычества и установления Мессией царства социальной справедливости и победы над врагами Израиля. Сегодня все православные христиане празднуют Вход Господень в Иерусалим как свидетельство победы Богочеловека над теми, кто считал Его лжемессией, кто не хотел Его прихода в Святой град как Владыки и Царя народа. Празднуем мы его и со скорбью, в преддверии Страстной седмицы, как вход в Седмицу страданий, через которые и было совершенно дело спасения человеческого рода.
Этот праздник называется также Вербным воскресеньем или неделей Ваий («ваия» – ветвь). В храмах совершается освящение ветвей (в южных странах – пальмовых ветвей, в России – цветущих ветвей вербы). Ветви – символ победы Христа над смертью и напоминание о будущем всеобщем воскресении мертвых.
Настоятель подворья Коневского монастыря иеромонах Давид (Алексеев), рассуждая о празднике Входа Господня в Иерусалим, говорил о том, что народ, который приветствовал Господа и взывал: "осанна Сыну Давидову", по прошествии всего четырех дней тем же языком кричал: "распни, распни Его". Не то же ли самое делаем мы, когда пренебрегаем тем, что заповедовал нам Господь? После торжественной встречи Совершившего воскресение Лазаря эти люди оказались под воздействием человеческих страстей и полностью были подавлены ими. И, как следствие, вместо спасения выбрали противоположное, - предательство и убийство. В прошлом столетии русский народ уже допустил подобную трагедию в 1917 году. Проводя параллели, нам всем стоит задуматься над историей и сделать верные выводы. В преддверии Страстной седмицы отец Давид призвал всех, кто не успел исповедоваться и причаститься во время Великого поста, сделать это.
Храм Подворья участвует в катехизации оглашенных из других приходов. Сегодня за Божественной литургией над готовящимися ко Святому Крещению читались соответствующие молитвы.