В Прощеное воскресенье, 26 февраля, на петербургском подворье Коневского Рождество-Богородичного монастыря на вечерне был совершен Чин прощения. Богослужение возглавил иеромонах Давид (Алексеев) в сослужении клириков подворья.
Прощеное воскресенье имеет свое название по Чину прощения. Настоятель храма по окончании вечерни с поклоном испрашивает прощения у своего клира и прихожан, и те отвечают ему также поклоном. После чего все, по одному, подходят к настоятелю и священнослужителям, а затем и друг ко другу, прося друг у друга прощение.
В Прощеное воскресенье принято испрашивать прощение и примиряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближними, на работе с сослуживцами. Совершается это примерно следующим образом: делается поклон (поясной или земной) и говорится: «Прости меня, (имя), в чем согрешил пред тобою», – делается ответный поклон со словами: «Бог тебя простит, и я прощаю. Прости и ты меня, (имя)» – «Бог тебя простит, и я прощаю», – и совершается троекратное христианское целование.
Обычай испрашивания прощения накануне Великого поста восходит к глубокой церковной древности, когда подвижники уходили на весь пост из городов и монастырей в пустыню и, не зная, все ли они вернутся к Пасхе из этого трудного подвига, прощались и примирялись друг с другом.
Нередко, когда речь заходит о прощении, люди представляют себе что-то возвышенное, как будто прощать нужно «мучителей», неких «палачей» - следовательно, нам-то, в обыденно жизни, просить прощения и прощать некого… Слава Богу, мало кто из нас сталкивается с такими масштабами зла и страдания. И кажется, что Прощеное воскреснике - просто приятный день, когда нужно сказать формулу, относящуюся к празднику: «Прости меня» - почти как «С Новым годом». Но ведь мы сталкиваемся с мелкими обидами (мы тоже обижаем!) на работе, с невниманием, с нарушенными обещаниями. Нужно именно научиться прощать мелкие обиды. Такая мстительность вернее всего разрушает нашу духовную жизнь.
Чтобы прощать, надо принять прощение — “как Христос простил вас, так и вы. (Кол.3:13)”. Благая весть говорит о том, что наши грехи не будут поставлены нам в осуждение, потому что за них умер Христос. Каждый должен принять в сердце слова отпуска исповеди — “Господь и Бог наш Иисус Христос да простит тебе, чадо, все грехи твои” и жить Божиим прощением, не вменяя другим их грехи — как Судия не вменяет нам наши!